Trending

Что из себя представляет предметно-развивающая среда Монтессори в детском саду?

Предметно-развивающая среда Монтессори – неотъемлемая часть любого детского сада, придерживающегося данной образовательной системы. Расскажем, какой она должна быть, из чего состоит и как влияет на малышей.

Основные требования к развивающей Монтессори-среде

Атмосфера, окружающая малыша, определяет успешность и скорость формирования всех структур мозга, сказывается на созревании психики и социальной адаптации. Именно поэтому важно создавать в детских садах особую предметно-развивающую среду. Метод Монтессори предлагает свой подход к данному вопросу.

Группа детей в детском саду Монтессори

Среди основных требований:

  1. Адаптированность к детям, а не взрослым. Вся обстановка должна учитывать физические параметры (рост, длину рук) малышей, которые будут иметь к ней доступ. Так ребенок сможет пользоваться всеми предметами самостоятельно, не привлекая взрослых, быстрее сформирует у себя важные бытовые и другие навыки.
  2. Безопасность. Разумеется, такая среда должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям, прописанных в документах. Предпочтение отдается натуральным материалам, сглаженным углам. Стены и мебель должны иметь естественные светлые оттенки. Полки располагают на доступной высоте.
  3. Возможность стимулирования познавательного интереса. Среда должна предоставлять для ознакомления различные предметы, позволяющие каждому ребенку выбрать для себя увлекательное занятие, стимулировать творческое начало, раскрыть природный потенциал, получить необходимую информацию об окружающем мире.
  4. Возможность для взаимодействия с другими детьми. Социальное развитие, формирование коммуникативных навыков также имеют большое значение. Хорошо, если к занятию малыш может привлечь партнера.
  5. Возможность для создания личного пространства деятельности. Многие занятия требуют уединения. У ребенка должна быть возможность посвятить себя работе с интересующим материалом, не отвлекаясь на другие факторы. Это также позволяют разгрузить психику и отдохнуть.

Принципы построения предметно-развивающей среды по М. Монтессори

Важно обеспечить:

  • Продуманное зонирование.
  • Четкий порядок при размещении материалов.
  • Доступность предметов для каждого ребенка.
  • Разнообразие без пресыщения.
  • Один экземпляр материала в каждой зоне.
  • Комфортность и безопасность – физическую и психологическую.

При этом к основным зонам, которые обязательно должны быть представлены в классе, относят:

  • Отработка практико-бытовых умений.
  • Сенсорное развитие.
  • Освоение счета.
  • Знакомство с родным языком и культурой.
  • Усвоение основ естествознания.
  • Место для творческой и созидательной деятельности.
  • Игровая зона.
  • Уголок отдыха, чтения, релаксации.

Дети в таком классе должны иметь возможность свободно перемещаться, общаясь с другими детьми и педагогами. Монтессори-материалы рассчитаны на самостоятельное изучение. Педагог презентует предмет ребенку, объясняет правила работы, а затем лишь наблюдает за занятиями малыша, фиксируя прогресс.

Устройство группы в детском саду Монтессори

Любой материал имеет свое место, куда возвращается после игры. Предметов должны быть достаточно, однако следует избегать пресыщения. Оставляем только то, что соответствует зоне ближайшего развития малыша, является для него понятным и постигаемым.

Многих удивляет, что материал должен быть на полке в одном экземпляре. Это делается для того, чтобы малыши учились договариваться с другими детьми в классе, развивали навыки коммуникации и построения партнерства. Данным моментам уделяется внимание в большинстве специализированных учреждений, таких как Монтессори-школа «Земляне».

Роль детей в поддержании Монтессори-среды

Также стоит отметить, что дети не только пользуются средой, созданной для них преподавателями, они самостоятельно поддерживают в ней порядок и могут привлекаться к изобретению новых игр, предметов, занятий. Это дополнительно укрепляет их уверенность в себе, стимулирует развитие творческого начала.